Хакатоны — соревнования, в которых разработчики, дата-сайентисты, аналитики, дизайнеры и другие специалисты из IT-сферы в командах работают над решением бизнес-задач заказчика. Победители делят между собой призовой фонд. Как правило, такие мероприятия проходят на выходных в течение 48 часов, но длительность хакатонов может варьироваться. В конце участники презентуют прототип приложения, веб-сервиса, фичи или другого продукта.

В отдельную категорию можно выделить чемпионаты по анализу данных. Компания предоставляет участникам датасет с реальными историческими данными и просит создать алгоритм их обработки (например, чтобы спрогнозировать темпы продаж на несколько месяцев вперед). Такое соревнование чаще всего длится дольше хакатона, участвовать в нём могут одиночки, а результатом станет модель, а не прототип.

Корпорации в России и за рубежом регулярно организовывают хакатоны: это Google, Microsoft, Netflix, «Яндекс», «Сбер», VK и многие другие. К примеру, AngelHack, одно из самых масштабных соревнований, проводится более чем в 50 странах.

С помощью хакатонов можно решить несколько задач:

Проверка продуктовых гипотез

Компании могут собрать свежие идеи с рынка и проверить, насколько жизнеспособны их гипотезы. Организуя хакатон, заказчик уже во время рекламно-заявочной кампании получает от ста заявок. Обычно в них содержится описание продуктовой идеи, которую команда планирует реализовать на соревновании. Такие идеи могут лечь в основу будущих продуктов.

Потом представители компании-заказчика отбирают команды с лучшими предложениями и приглашает их на очное или онлайн-мероприятие. Участники разрабатывают решения по выбранным темам, а компании получают примеры реализации продуктовых идей.

Создание MVP

По результатам хакатона участники презентуют заказчику прототипы решений. Например, на хакатоне CRM Hack от компании T1 Консалтинг (оператор Hack Agency Russia) участникам нужно было представить фичу для CRM-системы. Команды, которые заняли призовые места, показали прототипы рекомендательной системы для оптимизации стратегий взаимодействия с клиентом, МL-помощника для продавца с персонализированными рекомендациями и дизайнер скриптов и интерактивных подсказок для сотрудников call-центров.

Поскольку времени на разработку отводится мало, решения, скорее всего, будут сырыми, но их можно доработать в будущем. Важно учитывать, что качество MVP зависит от экспертизы, которую компания готова предложить участникам. Стремиться к идеалу можно и нужно. Есть примеры, когда разработанные на хакатонах решения превращались в стартапы, привлекали инвестиции и были приобретены лидерами рынка (Carousel, MSQRD, GroupMe и другие).

Также многое зависит от формата: если вы проводите чемпионат по анализу данных, результатом станет алгоритм обработки датасета. Его с большей вероятностью можно будет сразу или после небольших корректировок применять в реальных бизнес-процессах.

Найм

С помощью хакатона компания может получить воронку из потенциальных кандидатов или по крайней мере базу разработчиков, которым в будущем можно делать оффер. Если найм — основная цель, уже на стадии заявочной кампании можно сформировать чёткие требования к бэкграунду и навыкам участников. Во время хакатона представители компании, в том числе HR-отдел, смогут увидеть, как перспективные кандидаты работают в команде, какие скиллы у них на самом деле.

Совет: делайте офферы аккуратно — не все участники хакатонов хотят, чтобы их хантили. Большинство участвуют ради нетворкинга, призового фонда или просто для развлечения. Однако это зависит от уровня организатора — если речь идёт о крупной технологической компании, желающих получить работу после хакатона будет больше.

DevRel и PR

Хакатоны помогают компаниям в продвижении технологического бренда и бренда работодателя среди разработчиков и других ИТ-специалистов, причем уже на стадии заявочной кампании. А еще с помощью хакатона заказчик может показать конкурентам и всему рынку, что он активно развивается, ищет инновационные решения и внедряет новые технологии. Для разработчиков это — сигнал, что в компании есть интересные задачи, так что стоит обратить на неё внимание при поиске работы.

Развитие корпоративной культуры

Компании, которые проводят внутренние хакатоны для сотрудников, решают похожие задачи — с их помощью тоже можно развить свой технологический бренд, протестировать продуктовые гипотезы, оптимизировать работу отделов и получить потенциально интересные прототипы. Еще одна специфическая задача — «встряхнуть» коллектив, дать сотрудникам возможность узнать друг друга получше, показать свою креативность, проработать собственные идеи. Так компания покажет своей команде, что ей важно профессиональное развитие работников и их инициатива.

Хакатоны — эффективный инструмент, который позволяет компаниям решать сразу несколько важных бизнес-задач. Проводить такие мероприятия сегодня можно как в офлайне, так и онлайн. Наше агентство поможет вам организовать соревнование для ИТ-специалистов и добиться ваших бизнес-целей. Для этого заполните форму по ссылке.