
DevRel (от английского Developer Relations) — термин, который описывает стратегию и подходы к выстраиванию отношений между компанией и сообществом разработчиков. DevRel-ом также называется специалист, который за это отвечает. Деятельность деврела можно разделить на два направления:
- Внутренние коммуникации. Сюда входит всё, что связано с формированием комфортной среды для разработчиков внутри компании: это создание комьюнити для общения, организация ивентов, сбор запросов от бизнес-заказчиков и передача их разработчикам в понятной форме и наоборот, сбор обратной связи от разработчиков по проектам и так далее.
- Внешние коммуникации. Они необходимы, когда перед компанией стоит задача привлечь новых специалистов с разными скиллами, продвинуть бренд работодателя или донести до рынка, что компания технологическая и инновационная. Во многих компаниях у HR и DevRel есть KPI по закрытию определенного количества ИТ-вакансий.
В этой статье мы сосредоточимся на втором пункте и расскажем, какими бывают внешние коммуникации в DevRel. Их можно разделить на две основных категории: проведение мероприятий и различные форматы продвижения бренда, продукта или ивентов внутри экосистемы разработчиков, нишевых площадок и партнеров.
Мероприятия
Организация или участие в мероприятиях — неотъемлемая часть деврела. Так компания получает возможность донести свои ценности и полезную информацию о бренде работодателя или продукте до целевой аудитории. А еще организатор и все участники приобретают новые качественные профессиональные связи.
- Митапы. Это встречи специалистов для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов, которые проходят в неформальной обстановке. Можно брать общую тему: обсуждение конкретных библиотек и фреймворков, разработка приложений на Android и так далее. Как правило, в этом случае компания выступает хедлайнером мероприятия и зовет внешних экспертов. Крупные игроки также могут проводить митапы, посвященные их продуктам. Так, Smartmarket от Сбера организует встречи для разработчиков, которые создают приложения для виртуальных ассистентов из семейства Салют.
- Вебинары. Они обычно посвящены решениям компании, но могут затрагивать общие темы. Часто организации проводят серию вебинаров. Яркий пример — Yandex Cloud: на вебинарах компания рассказывает, как с ней могут сотрудничать партнеры по аналитике, как перенести в Yandex Cloud данные и приложения, как защититься от DDoS-атак и многое другое.
- Хакатоны. Можно проводить соревнования среди IT-специалистов, на которых они за короткое время решают бизнес-задачи заказчика и готовят прототип продукта. Как и митапы, такие мероприятия могут формировать бренд компании в технологическом сообществе и закрывать задачи по хантингу. Подробнее о том, какие задачи компании решают с помощью хакатонов, читайте здесь.
- Конференции. DevRel-специалисты стараются продвинуть спикеров из своей компании и организуют их выступления на тематических конференциях. Это, например, HighLoad++, крупнейшая профессиональная конференция для разработчиков высоконагруженных систем, или более нишевые HolyJS и DotNext. Таких мероприятий много. Внутренний DevRel может взять на себя всю цепочку взаимоотношений с организаторами конференций и даже подготовить спикера к выступлению. Внешние агентства обычно подбирают подходящие конференции и отвечают за менеджмент: коммуникация с организаторами, обсуждение условий, сопровождение спикера и многое другое. Но они тоже могут давать рекомендации по выступлению.
Если у компании сильный бренд, она может устраивать и свои конференции. К примеру, популярностью среди разработчиков пользуется Yet another Conference от «Яндекса».
Другие способы продвижения
Кроме мероприятий в девреле используются пиар и рекламные форматы. Они отличаются фокусом на ИТ-аудиторию и помогают найти и заинтересовать разработчиков. Ниже — самые популярные из них.
- Вести сообщество в телеграм-канале, VK или любой другой соцсети. Telegram сейчас особенно популярен: в 2022 году мессенджер вошел в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а количество активных пользователей в нем превысило 700 миллионов человек в месяц. На платформе можно выстроить собственное комьюнити, где IT-специалисты будут общаться на актуальные темы в рамках заданной брендом повестки.
- Запускать таргетированную рекламу на разных платформах, которая приведет нужных специалистов в сообщество или на лендинг с анонсом мероприятия. В том же VK есть функционал для бизнеса, включая таргетинг по интересам, образованию, демографическим характеристикам.
- Вести YouTube-канал и записывать подкасты. Создавать такой контент трудозатратно и недешево, но если компания сможет выбрать актуальную тему, подобрать оригинальную подачу и поделиться своей экспертизой, есть шанс сформировать лояльную аудиторию.
- Взаимодействовать с вузами и школами — создавать образовательные курсы, организовывать обучающие вебинары, делиться личным опытом и рассказывать о карьерных возможностях или же просто анонсировать события на сайтах образовательных учреждений. В том числе можно заключать партнерство с онлайн-школами программирования — курсы по кодингу есть у Skillbox, Нетологии, «Яндекс.Практикума», SkillFactory и многих других.
- Делать рассылки. Компания может сформировать базу разработчиков и делать для них полезный контент, например, рассказывать о продуктах, последних новостях в ИТ-сфере, особенностях разработки на каком-то языке. В этих же рассылках можно анонсировать свои мероприятия.
- Заниматься PR. Можно вести блог на Habr или других тематических ресурсах, давать комментарии СМИ и писать для них экспертные колонки (обязательно — с полезным контентом). Как написать хороший материал для разработчиков, читайте здесь.
В эту же категорию можно отнести платные материалы в нишевых СМИ, а также публикацию баннеров на этих площадках и совместные спецпроекты (это могут быть игры, логические квесты, тесты для разработчиков или просто контент о технологиях на красивом лендинге). - Делать посевы в телеграм-каналах, VK и других соцсетях. Это могут быть платные посевы, когда компания спонсирует пост в каком-то сообществе и анонсирует митап, вебинар, конференцию или просто рекламирует своё комьюнити. Другой вариант — выстраивать партнерские взаимоотношения с администраторами тематических пабликов, которые работают в сфере ИТ и регулярно постят полезный контент. Им можно давать новые продукты на тест, предлагать бесплатное участие в митапах, а взамен просить публиковать информацию о компании. Иногда речь идет о пабликах, в которых состоит всего пара сотен человек, но они будут ценнее, чем десятки тысяч пользователей из нецелевого сообщества.
- Создавать и координировать open-source проекты. Компании могут инициировать и продвигать проекты с открытым исходным кодом. Для разработчиков это хорошая возможность улучшить свои скиллы, создавая при этом что-то новое (или совершенствуя уже существующее). Таких проектов на рынке сегодня довольно много: на GitHub даже можно найти подробные гайды по тому, как их вести.
Внешние коммуникации в DevRel необходимы, чтобы построить вокруг бренда лояльное комьюнити, найти в свою команду перспективных ИТ-специалистов и сформировать свой технологический бренд. Если вам нужна помощь в выстраивании отношений с разработчиками, заполните форму.