DevRel (от английского Developer Relations) — термин, который описывает стратегию и подходы к выстраиванию отношений между компанией и сообществом разработчиков. DevRel-ом также называется специалист, который за это отвечает. Деятельность деврела можно разделить на два направления:

  • Внутренние коммуникации. Сюда входит всё, что связано с формированием комфортной среды для разработчиков внутри компании: это создание комьюнити для общения, организация ивентов, сбор запросов от бизнес-заказчиков и передача их разработчикам в понятной форме и наоборот, сбор обратной связи от разработчиков по проектам и так далее.
  • Внешние коммуникации. Они необходимы, когда перед компанией стоит задача привлечь новых специалистов с разными скиллами, продвинуть бренд работодателя или донести до рынка, что компания технологическая и инновационная. Во многих компаниях у HR и DevRel есть KPI по закрытию определенного количества ИТ-вакансий.

В этой статье мы сосредоточимся на втором пункте и расскажем, какими бывают внешние коммуникации в DevRel. Их можно разделить на две основных категории: проведение мероприятий и различные форматы продвижения бренда, продукта или ивентов внутри экосистемы разработчиков, нишевых площадок и партнеров.

Мероприятия

Организация или участие в мероприятиях — неотъемлемая часть деврела. Так компания получает возможность донести свои ценности и полезную информацию о бренде работодателя или продукте до целевой аудитории. А еще организатор и все участники приобретают новые качественные профессиональные связи.

  1. Митапы. Это встречи специалистов для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов, которые проходят в неформальной обстановке. Можно брать общую тему: обсуждение конкретных библиотек и фреймворков, разработка приложений на Android и так далее. Как правило, в этом случае компания выступает хедлайнером мероприятия и зовет внешних экспертов. Крупные игроки также могут проводить митапы, посвященные их продуктам. Так, Smartmarket от Сбера организует встречи для разработчиков, которые создают приложения для виртуальных ассистентов из семейства Салют.
  2. Вебинары. Они обычно посвящены решениям компании, но могут затрагивать общие темы. Часто организации проводят серию вебинаров. Яркий пример — Yandex Cloud: на вебинарах компания рассказывает, как с ней могут сотрудничать партнеры по аналитике, как перенести в Yandex Cloud данные и приложения, как защититься от DDoS-атак и многое другое.
  3. Хакатоны. Можно проводить соревнования среди IT-специалистов, на которых они за короткое время решают бизнес-задачи заказчика и готовят прототип продукта. Как и митапы, такие мероприятия могут формировать бренд компании в технологическом сообществе и закрывать задачи по хантингу. Подробнее о том, какие задачи компании решают с помощью хакатонов, читайте здесь.
  4. Конференции. DevRel-специалисты стараются продвинуть спикеров из своей компании и организуют их выступления на тематических конференциях. Это, например, HighLoad++, крупнейшая профессиональная конференция для разработчиков высоконагруженных систем, или более нишевые HolyJS и DotNext. Таких мероприятий много. Внутренний DevRel может взять на себя всю цепочку взаимоотношений с организаторами конференций и даже подготовить спикера к выступлению. Внешние агентства обычно подбирают подходящие конференции и отвечают за менеджмент: коммуникация с организаторами, обсуждение условий, сопровождение спикера и многое другое. Но они тоже могут давать рекомендации по выступлению.
    Если у компании сильный бренд, она может устраивать и свои конференции. К примеру, популярностью среди разработчиков пользуется Yet another Conference от «Яндекса».

Другие способы продвижения

Кроме мероприятий в девреле используются пиар и рекламные форматы. Они отличаются фокусом на ИТ-аудиторию и помогают найти и заинтересовать разработчиков. Ниже — самые популярные из них.

  1. Вести сообщество в телеграм-канале, VK или любой другой соцсети. Telegram сейчас особенно популярен: в 2022 году мессенджер вошел в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а количество активных пользователей в нем превысило 700 миллионов человек в месяц. На платформе можно выстроить собственное комьюнити, где IT-специалисты будут общаться на актуальные темы в рамках заданной брендом повестки.
  2. Запускать таргетированную рекламу на разных платформах, которая приведет нужных специалистов в сообщество или на лендинг с анонсом мероприятия. В том же VK есть функционал для бизнеса, включая таргетинг по интересам, образованию, демографическим характеристикам.
  3. Вести YouTube-канал и записывать подкасты. Создавать такой контент трудозатратно и недешево, но если компания сможет выбрать актуальную тему, подобрать оригинальную подачу и поделиться своей экспертизой, есть шанс сформировать лояльную аудиторию.
  4. Взаимодействовать с вузами и школами — создавать образовательные курсы, организовывать обучающие вебинары, делиться личным опытом и рассказывать о карьерных возможностях или же просто анонсировать события на сайтах образовательных учреждений. В том числе можно заключать партнерство с онлайн-школами программирования — курсы по кодингу есть у Skillbox, Нетологии, «Яндекс.Практикума», SkillFactory и многих других.
  5. Делать рассылки. Компания может сформировать базу разработчиков и делать для них полезный контент, например, рассказывать о продуктах, последних новостях в ИТ-сфере, особенностях разработки на каком-то языке. В этих же рассылках можно анонсировать свои мероприятия.
  6. Заниматься PR. Можно вести блог на Habr или других тематических ресурсах, давать комментарии СМИ и писать для них экспертные колонки (обязательно — с полезным контентом). Как написать хороший материал для разработчиков, читайте здесь.
    В эту же категорию можно отнести платные материалы в нишевых СМИ, а также публикацию баннеров на этих площадках и совместные спецпроекты (это могут быть игры, логические квесты, тесты для разработчиков или просто контент о технологиях на красивом лендинге).
  7. Делать посевы в телеграм-каналах, VK и других соцсетях. Это могут быть платные посевы, когда компания спонсирует пост в каком-то сообществе и анонсирует митап, вебинар, конференцию или просто рекламирует своё комьюнити. Другой вариант — выстраивать партнерские взаимоотношения с администраторами тематических пабликов, которые работают в сфере ИТ и регулярно постят полезный контент. Им можно давать новые продукты на тест, предлагать бесплатное участие в митапах, а взамен просить публиковать информацию о компании. Иногда речь идет о пабликах, в которых состоит всего пара сотен человек, но они будут ценнее, чем десятки тысяч пользователей из нецелевого сообщества.
  8. Создавать и координировать open-source проекты. Компании могут инициировать и продвигать проекты с открытым исходным кодом. Для разработчиков это хорошая возможность улучшить свои скиллы, создавая при этом что-то новое (или совершенствуя уже существующее). Таких проектов на рынке сегодня довольно много: на GitHub даже можно найти подробные гайды по тому, как их вести.

Внешние коммуникации в DevRel необходимы, чтобы построить вокруг бренда лояльное комьюнити, найти в свою команду перспективных ИТ-специалистов и сформировать свой технологический бренд. Если вам нужна помощь в выстраивании отношений с разработчиками, заполните форму.